Ольга Кряжич: авторская колонка

Главная » 2009 » Январь » 9 » Тезисы конференции "Технология-2001"
11:48
Тезисы конференции "Технология-2001"
ЗНАЧЕННЯ ТА РОЗВИТОК КОНСАЛТИНГОВОЇ

                                 ДІЯЛЬНОСТІ В УКРАЇНІ

                                               О.О.Кряжич

Бурхливий розвиток промисловості вимагає не лише вдосконалення принципів та методів управління виробництвом, але й їх поширення. Розвиток управлінського консультування повязаний, перш за все, з потребою швидкого впровадження в практику нових теоретичних досягнень у сфері управління,необхідних як для керівництва підприємства, так і для менеджерів.

Становлення ринку консалтингових послуг в Україні повязані з започаткуванням підприємництва та розгортанням кампанії з роздержавлення власності. Виникла потреба у створенні методичної бази приватизаційних заходів на підприємствах та обґрунтуванні безлічі бізнес-планів з метою отримання інвестиційних коштів. З розвитком ринку товарів та послуг попит на консалтингові послуги в Україні зазнає суттєвих змін. Поступове надбання вітчизняним бізнесом рис цивілізованої діяльності потребує відповідної професіоналізації консалтингу. Сьогоднішні керівники почали усвідомлювати необхідність такого консультування, при якому консультант здійснює не лише локальне виправлення вузьких проблем, а, поглиблено вивчаючи специфіку клієнтської організації, займається комплексними питаннями стратегічного розвитку даного підприємства.

Сьогодні на ринку України користуються попитом такі основні типи консалтингових продуктів:

дослідження та аналіз ринку;

розробка стратегії, що передбачає дослідження політики фірми та її ділової активності;

фінансовий менеджмент, що охоплює аналіз поточного фінансового стану компанії;

підготовка та експертиза інвестиційних проектів;

управління маркетингом, виробництвом, персоналом;

інформаційні технології, що включають надання допомоги у виборі, впровадженні та супроводженні програмних продуктів, розробку компютерних методів управління.

Консультаційна діяльність як професійна допомога і підтримка управлінських інновацій вітчизняних підприємств існувала і активно розвивалася і в соціалістичний період країни. Численні галузеві науково-дослідні інститути розробляли і вдосконалювали методологію управління виробництвом, впроваджували нові принципи організації виробництва.

Умови розвитку економіки, що змінилися, процеси роздержавлення та приватизації власності надали консалтингу новий імпульс. Сьогодні в Україні працює понад 300 вітчизняних консалтингових фірм, з яких 42% займаються виключно наданням послуг з питань управлінського консультування. Відкрито представництва провідних консалтингових фірм Заходу.

Однак попит на консалтингові послуги в Україні попри те, що є безліч відкритих питань, залишається невисоким. Основними причинами цього є такі:

складна макроекономічна ситуація та загальне зниження ділової активності;

відсутність культури роботи з незалежними експертами;

побоювання щодо порушення конфіденційності;

низька платоспроможність клієнтів;

неспроможність оцінити корисність консалтингових послуг;

відсутність гарантій конкретних результатів і позитивного ефекту від консультування;

складність отримання об’єктивної інформації про консультаційні фірми та їх можливості.

Можливий успіх консультаційних організацій в Україні багато в чому залежить від їх готовності до нововведень, адаптованості набору послуг до потреб клієнтів, пошуку нових продуктів і ринків, застосування нових методів втручання та внесення змін під час реалізації консультаційних пропозицій. Майбутнє консалтингу нерозривно пов’язане з підвищення професіоналізму консультантів, високою якістю виконання замовлень, дотриманням етичних стандартів, здатних задовольнити потреби клієнтів.

  

                            ТЕНДЕРНЫЕ ТОРГИ

                                      О.А. Кряжич

Все проблемы взаимоотношений государства и бизнеса становятся еще более заметными, когда речь идет о госзаказе (государственных закупках). Что дает предприятию госзаказ – решение сбытовой проблемы, а также возможность точно планировать объемы производства и, как следствие, минимизировать издержки. Гарантированную оплату продукции обеспечивает один из самых надежных партнеров – государство.

Какую выгоду извлекают предприниматели, стремящиеся «попасть под госзакупки» в Украине? Разумеется, решается та же самая проблема со сбытом, но она не главная. Один из самых больных вопросов по этой теме заключается в том, что госзаказ до недавнего времени являлся способом перекачки бюджетных средств в частный сектор, часто – теневой.

Что имеет от заказа государство? По идее, он позволяет, не отвлекая бюджетные средства на исследовательские работы, закупать для нужд государства сложную технику и наукоемкое оборудование. Госзакупки  являются также сложным рычагом протекционизма. Так, в развитых странах посредством госзаказа традиционно поддерживают сельское хозяйство.

Закон Украины «О закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» был принят Верховной Радой 22 февраля 2000 года и вступил в силу в начале июля 2000 года. Он подробнейшим образом регламентирует процедуры траты бюджетных денег. Столь подробная регламентация с множеством перестраховок и ограничений для потенциальных получателей тендеров обусловлена стремлением избежать проявления коррупции.

Каким же образом можно получить госзаказ?

Данная процедура в Украине теперь происходит следующим образом:

уполномоченный орган публикует в «В вестнике государственных закупок», а также в других СМИ объявления о планируемых закупках. Чаще всего в Украине таким уполномоченным органом выступает Государственная акционерная компания по материальным резервам;

заинтересованные предприятия и физические лица подают заявки на участие в тендере в форме, установленной заказчиком;

тендерный комитет, созданный уполномоченным органом, производит квалифицированный отбор соискателей;

в течение семи календарных дней с момента получения от исполнителя соответствующего запроса заказчик пересылает ему тендерную документацию;

исполнитель по требованию заказчика во время подачи тендерного предложения должен внести тендерное обеспечение в размере не более 1% стоимости закупки, если закупаются работы, и не более 5%, если закупаются товары или услуги;

тендерный комитет вскрывает предложения в присутствии всех участников процесса или их представителей. После вскрытия предложений заказчик определяет исполнителя – победителя торгов. Во время закупки товаров, работ и услуг заказчик имеет право требовать от победителя тендера внесения им обеспечения выполнения договора о закупке;

заказчик акцептирует тендерное предложение победителя и заключает с ним договор о закупке;

в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, в результате которых закупка перестала отвечать государственным интересам, заказчик может внести изменения в любую часть заключенного договора о закупке или же вовсе отказаться от его исполнения.

Привлекательность госзакупок начинает сказываться в Украине все сильнее и сильнее. Чаще всего тендеры в Украине проводились по зерну и другой сельскохозяйственной продукции, нефти и нефтепродуктам, энергетике, учебникам и учебным пособиям.

В конце хочу заметить, что в США и Западной Европе условия участия в тендере намного проще – достаточно быть платежеспособным и обладать соответствующими технологиями и опытом работы по направлению тендера. В тендерных торгах учитываются в равной степени интересы как государства, так и предпринимателя.

 

Опубліковано: Тези доповідей  науково-технічної конференції студентів, магістрантів і аспірантів «Технологія 2001», 23 травня 2001р. Сєверодонецк-2001, - сс. 30-33.

Просмотров: 519 | Добавил: economist
Форма входа
Календарь
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
  • ИПММС НАНУ
  • Академия технологических наук Украины
  • Форум AUP.RU
  • Блог ученой кошки
  • Дневник ученой кошки
  • Статистика