Ольга Кряжич: авторская колонка

Главная » 2009 » Январь » 14 » Материалы конференции
12:06
Материалы конференции

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В МАЛОМ

БИЗНЕСЕ

Фомичева О. В., Кряжич О.А

 

В настоящее время сущность планирования в отечественном малом бизнесе заключается в составлении текущих планов, регламентирующих необходимые потребности ресурсов для предприятия. Бизнес-план как финансовый документ и план развития до сих пор является в полном объеме невостребованным малыми и средними предприятиями по причине недопонимания сущности и роли бизнес-планирования для развития бизнеса.

Проблема состоит в том, что малому бизнесу экономистами или консалтинговыми фирмами предоставляются бизнес-планы, разработанные по стандартным методикам на уровне понимания экономиста. Руководители же малого и среднего бизнеса – в основном не имеют высшего экономического образования и являются узкими специалистами по какому-либо виду деятельности (производство, торговля, сфера услуг).

Малый бизнес, как правило, мобильный бизнес.

$CUT

Основная задача малого предприятия – быстрая адаптация к изменяющейся внешней среде, новым потребностям рынка, новым технологиям. Поэтому бизнес-план должен отражать не только финансовые показатели, но и быть руководством по управлению предприятием с учетом возможных изменений. В высококонкурентных условиях в малом и среднем бизнесе бизнес-план должен быть стратегическим направление инновационной днятельности или инновационных решений. Составление бизнес-плана должно отражать не субъективное видение экономической ситуации руководителем фирмы, а объективную оценку и план к дальнейшим действиям. В этой связи привлечение сторонних консультантов может быть весьма целесообразным.

Бизнес-план для предприятий малого и среднего бизнеса должен быть понятным для предпринимателя и «прозрачным» для потенциального инвестора; иметь четкие приоритеты развития; отражать основные характеристики рынка, на котором работает предприятие; анализировать риски возможных изменений как внешней, так и внутренней среды бизнеса; учитывать стадии жизненного цикла предприятия при разработке бизнес-стратегии; объяснять каждый показатель, коэффициент, этап работы, пункт плана стратегии. Нестабильная внешняя среда, особенно характерная для малого и среднего бизнеса, не позволяет затрачивать много времени на разработку бизнес-плана. Да и предприниматели обычно заинтересованы получить бизнес-план как можно быстрее. В этом случае при написании бизнес-плана консультанту целесообразнее разбить бизнес-план на этапы и не просто предоставить документ заказчику, а и некоторое время оказывать консультационную помощь предприятию, одновременно корректируя бизнес-план.

Нельзя уменьшать значение правовому разделу бизнес-плана, иначе в случае возникновения правовых неувязок, весь бизнес-проект будет приостановлен или свернут. И если на больших предприятиях за этим следят юристы, то при составлении бизнес-плана для малого бизнеса – это задача консультанта, составляющего бизнес-план.

То есть, в результате изложенного, можно отметить, что современный подход к составлению бизнес-планов не в полной мере учитывает специфику работы малого бизнеса. В высококонкурентных условиях бизнес-план должен предоставлять доступную и обширную информацию для предпринимателей по вопросу развития бизнеса.

 

Опубл.: Матеріали 5-ї Міжнародної міждисциплінарнї науково-практичної конференції «Сучасні проблеми гуманізації та гармоніхації управління», Харків -2004, сс. 116-117.

Просмотров: 483 | Добавил: economist
Форма входа
Календарь
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
  • ИПММС НАНУ
  • Академия технологических наук Украины
  • Форум AUP.RU
  • Блог ученой кошки
  • Дневник ученой кошки
  • Статистика